Основные текстовые пост-фильтры Яндекса — переспам и переоптимизация

 — по оценке 14 пользователей
12 апреля, 22:24
Дмитрий Севальнев
Дмитрий Севальнев
12 апреля, 22:24
122004
0
Вывод из-под санкций
Яндекс
Google
Содержание
Введение
Суть наложения санкций и текстовых фильтров
Виды текстовых фильтров
Проявление фильтров
Основные различия
Примеры динамики позиций при фильтрах
Диагностируем проблему
Наблюдение за проектом в процессе работы с ним
Что если сайт только пришел на продвижение?
Метод 1: определяем Переспам
Метод 2: определяем Переоптимизацию
Как бороться с санкциями
Резюме
Ссылки для ознакомления
Размер текста:

Статья изначально существовала как инструкция для внутреннего использования внутри сотрудников интернет-агентства «Пиксель Плюс», но в сугубо альтруистических целях публикуется на общедоступном ресурсе. Кроме того, как показывает практика, одни и те же технические приёмы среднестатистический сотрудник способен «забывать» и «познавать с нуля» до 2-3 раз в год. По кругу.


Введение

Ряд оптимизаторов, которые только стремятся стать профессионалами в новой для них области «SEO», а также часть «служивых» раз за разом не могут точно диагностировать наложение того или иного текстового фильтра в коммерческой тематике от лидирующего российского поисковика Яндекс.

Для новичков такая диагностика [6] может стать вообще недоступной по причине отсутствия сколь угодно полной и достоверной информации по теме в сети. Данная статья призвана заполнить этот пробел в знаниях оптимизаторов, и навести относительную ясность с возможностью диагностировать и вовремя устранить проблему продвижения одного или группы коммерческих поисковых запросов в результате наложения текстового пост-фильтра.

Все изложенные ниже технические приёмы и проявления санкций актуальны со времени их появления до периода обновления статьи (12.04.2014 — на проекте https://pixelplus.ru/samostoyatelno/). Автор выражает надежду, что они будут на службе бойцов за ТОП-10 и далее.


Суть наложения санкций и текстовых фильтров

Представители поисковой системы Яндекс не раз отмечали на отраслевых конференциях [1], что специально с оптимизаторами никто не борется. Официальная позиция изложена на сайте компании и состоит в том, что есть так называемая оптимизация сайта, а есть «псевдооптимизациая» [2] с которой и происходит борьба.

Эта борьба ведется в различных направлениях:

  • Фильтрация манипулирования значениями текстовых факторов (о них и пойдёт речь в дальнейшем).
  • Фильтрация накрутки ссылочных факторов (статического и анкорного веса), использования линковых колец, спама.
  • Фильтрация накрутки поведенческих факторов и показательные санкции в этом направлении.
  • Прочие фильтры: adult, АГС, аффилиаты, дорвеи, другие.

Виды текстовых фильтров

На момент написания и обновления статьи можно выделить три основных текстовых фильтра, накладываемые на страницы с уникальным контентом, которые мешают спокойно жить и выводить оптимизаторам запросы в ТОП-10.

Фильтр за неуникальный контент («Ты последний») и «Фильтрация страниц для взрослых» в рассмотрение браться не будут, как менее распространенные в коммерческой тематике и реже встречаемые при выводе средне- и высокочастотных запросов у конкурентоспособных сайтов.

Каждая из санкций имеет свои причины наложения, своё проявление (а значит и определение) и руководство к действию для снятия санкций. Типы:

  1. Фильтр «Переспам» (портяночный, «-20»). Официально он никак не анонсировался, но зато вызвал более чем 155 страничную дискуссию на форуме SearchEngines [3]. Функционирует с небольшими изменениями с февраля 2010 года.
  2. Фильтр «Переоптимизация». Официально был анонсирован в середине сентября 2011 года [4], но начал функционировать несколько позднее.
  3. «Новый» текстовый фильтр в статье не описывается, подробней про него смотрите общую статью по санкциям поисковых систем.

Проявление фильтров

Как понять какой именно фильтр был наложен на продвигаемый запрос или документ? Для этого существует Таблица 1 признаков каждой из санкций Яндекса.

NN Скорее всего это Переспам Скорее всего это Переоптимизация
1

Резко просел один продвигаемый запрос (часто более конкурентный) на 15-35 позиций. Возможно, произошла смена релевантной страницы в выдаче, но старая страница по-прежнему находится в индексе.

Резко просела вся группа поисковых запросов, продвигаемых на один документ. Падение составило от 5 до 20 пунктов. По ряду запросов, могла смениться наиболее релевантная страница в выдаче, но сама страница находится в индексе.

2

Позиция сайта резко улучшается при небольшой модификации продвигаемого запроса: с базового [продвижение сайтов самостоятельно] на [продвижение сайта самостоятельно] или на [сайтов продвижение самостоятельно].

Позиции продвигаемого сайта не сильно изменяются при модификации запросов (скажем, изменении окончания), которые ведут на один и тот же документ.

3

Документ был и продолжает оставаться на приемлемых позициях по некоторым запросам, ведущим на него. На него продолжает поступать нормальный трафик из выдачи Яндекса, но позиция по основному запросу существенно ухудшилась в один текстовый АП.

Документ существенно потерял во входящем на него трафике. Просел вниз первой или на 2-3 страницу выдачи из ТОП-10 (в зависимости от начальной позиции).

Таблица 1. Признаки и проявления фильтров Переоптимизации и Переспама в поисковой системе Яндекс


Основные различия

NN Переспам Переоптимизация
1

Переспам накладывается на одну (иногда 2-3) продвигаемых фразы. То есть: это запросозависимый и документозависимый фильтр. Санкция снимается при слабой модификации запроса.

Переоптимизация накладывается на документ целиком и не является запросозависимой санкцией.

2

Штраф (падение позиции) при прочих равных более существенен (15-35 пунктов).

Штраф (падение позиции) при прочих равных менее существенен (ряд запросов может даже остаться в ТОП-10).

Таблица 2. Основные различия санкций, запросозависимость и размер штрафа


Примеры динамики позиций при фильтрах

Наложение и снятия фильтра переспама по запросу

Иллюстрация 1. Пример того как может сниматься или накладываться фильтр переспама по запросу на документ.


Наложение фильтра переоптимизации на документ

Иллюстрация 2. Пример того как проседает сразу группа запросов ведущих на страницу, что свидетельствует и диагностируется как фильтр переоптимизации текста документа.


Действия, которые применялись для снятия фильтра переоптимизации на документ

Иллюстрация 3. Действия, которые были предприняты для снятия фильтра переоптимизации на документе.


Диагностируем проблему

Наблюдение за проектом в процессе работы с ним

Рассмотрев основные проявления (Таблица 1) и отличия (Таблица 2) мы постараемся наверняка диагностировать и устранить проблему. В большинстве случаев нам достаточно сравнить позиции сайта по запросу «до» и «после» апдейта [5] поисковой системы Яндекс.

Важно отличать случаи наложения санкций со стороны поисковой системы от:

  • Выпадение продвигаемой страницы из индекса (часто случается, даже при небольшом уровне вложенности страницы). Проверить можно по запросу вида: [url:site.ru/dir/test.php].
  • Изменения алгоритма ранжирования, в результат которого позиции большого числа сайтов были существенно изменены и ваш сайт оказался просто среди их числа.

    Для этого требуется комплексно сравнить ТОП-10 выдачи по интересующему запросу «до» апдейта и «после». Если существенно потерял позицию только ваш документ, то это санкция. Если изменения по ТОП-10 более значительные (из ТОП-10 выпало 4 сайта, сменился сайт на 1 и 2 месте и т.д.), то это с большей вероятностью алгоритм.

Если вы определили, что продвигаемая страница по-прежнему находится в выдаче, а существенно изменил позицию в ТОПе только ваш сайт, то мы с большой долей вероятностью столкнулись с теми или иными санкциями.

Что если сайт только пришел на продвижение?

В ряде случаев проект приходит на продвижение в SEO-компанию, когда он уже находится под санкциями и мы, по понятным причинам, не можем отследить динамику позиций «до» и «после».

Фильтр уже был наложен на некоторые запросы или документы. В этом случае к нам приходится использовать технические приёмы диагностирования, изложенные далее.

Метод 1: определяем Переспам

Так как фильтр накладывается на один или малую группу запросов, а не на весь документ целиком, то достаточно произвести модификацию запроса и проследить за изменением позиции в выдаче: См. Таблицу 1.

Ранее, удавалось снять фильтр, используя модификацию запроса вида: [поисковый запрос/] или [поисковый запрос ~~ любаяабракадабра23446ggt] и позиция документа резко улучшалась. Но сейчас данные способы не помогают в его определении.

Метод 2: определяем Переоптимизацию

При использовании расширенного поиска — переоптимизация снимается. Это значит, что вам надо сравнить в выдаче по релевантности два сайта: свой и сайт, который выше вас в общей выдаче на 1-3 позиций. Сделать это можно либо с помощью документированного языка поисковых запросов Яндекса или с помощью бесплатного инструмента проверки переоптимизации в сервисе «Пиксель Тулс» [6].

Таким образом:

  • если в общей выдаче ваш проект, ниже конкурента по продвигаемому запросу,
  • а при использовании расширенного поиска документы с него оказываются более релевантным, то с большой долей вероятности мы имеем дело именно с переоптимизацией.

Как бороться с санкциями

После того как мы достоверно диагностировали наличие проблемы, изучили основные проявления того или иного фильтра, мы перейдем к устранению возможных причин потери позиций и трафика. В Таблице 3 мы перечислим меры, которые требуется предпринять для снятия того или иного фильтра. В абсолютном большинстве случаев этих действий оказывается достаточно для полного снятия всех санкций со стороны поисковой системы.

Все эти меры направлены на устранение базовых причин наложения санкций в порядке значимости.

NN Переспам Переоптимизация
1

В первую очередь требуется убрать избыточное количество чистых вхождений запроса на странице.
В ряде случаев помогает просто изменить окончание в тексте.
Было: «срочная [перевозка грузов в Москве] и области», сделать: «срочную [перевозку груза по Москве] и области»

Требуется взглянуть на текст по новому.
Переработать его. Скорее всего, простым изменением окончаний не обойтись.

Иногда проще заказать полный рерайт.

2

Требуется уменьшить объем текста на странице (отсюда второе название фильтра «портяночный»).

В ряде случаев помогает скрыть нижнюю часть текста тегом noindex.

Требуется устранить избыточные выделения и акценты на ключевых фразах в тексте.
В частности не усугубляйте тегами: b, strong, em, i.
Снизьте процент вхождения ключевой фразы в текстовые заголовки страницы h1-h6.
Проверьте текст на грамотность. Устраните все орфографические и большинство пунктуационных ошибок.

3

Изучите внешние входящие ссылки.

Постарайтесь снять те ссылки, которые являются откровенно спамными и содержат запрос в чистом виде.
Постарайтесь получить некоторое количество ссылок с разбавочными анкорами и/или безанкорных.

Постарайтесь сбалансировать контент по проценту вхождений ключевых фраз (ориентируясь на конкурентов).

Используйте синонимы и простые и понятные фразы и предложения.

4

Разбавьте сухой текст на странице: добавьте картинки (желательно уникальные), списки перечисления. Таблицы и видео.

Продумайте идею текста, он должен быть чему-то посвящен. Содержание страницы должно быстро доносить основную идею до читателя.
Используйте иллюстрации для повышения наглядности.

Таблица 3. Основные меры, которые требуется предпринять, если на сайт наложены текстовые санкции: переспам и/или переоптимизация


Резюме

Рассмотрев два основных текстовых фильтра: их проявление, отличия, методы снятия и причины наложения, автор выражает надежду, что в среднем качество продвигаемых страниц и в частности их текстового содержание будет неуклонно расти. Ведь изначально авторы санкций в лице разработчиков Яндекса и преследовали эту благую цель.


Ссылки для ознакомления

  1. Конференция «Поисковая оптимизация и продвижение сайтов в Интернете», 2011, http://optimization.ru/2011
  2. Яндекс и поисковая оптимизация, http://company.yandex.ru/rules/optimization/
  3. Апдейт поисковой базы 02.02.10, 2010, http://forum.searchengines.ru/showthread.php?t=454117
  4. Тексты оптимизировались, переоптимизировались, но не выоптимизировались, 2011, http://webmaster.ya.ru/replies.xml?item_no=11464
  5. Текстовые апдейты Яндекса по датам, 2015-2016, https://pixelplus.ru/samostoyatelno/updates/
  6. Сервисы для профессионалов в SEO, 2015-2016, https://tools.pixelplus.ru/
Дмитрий Севальнев
Подписывайтесь
на рассылку
Я согласен на обработку
персональных данных

Подписаться


Понравилась статья?
 — по оценке 14 пользователей
12 апреля, 22:24
Оставить комментарий

Введено символов: 0 / 1200

Комментариев пока что нет

Наши достижения

Входим в число лучших компаний России в сферах интернет-рекламы и разработки сайтов по результатам самых авторитетных рейтингов

Победитель в номинации «SEO под ключ» по итогам WORKSPACE DIGITAL AWARDS 2023
Лидер SEO-рейтинга среди сайтов SEO-агентств по итогам Optimization 2018
Optimization 2018
Рейтинг с самой прозрачной методологией SEO глазами клиентов 2023
SEO глазами клиентов 2023
Рейтинг известности SEO-компаний 2020 по версии SEO-news
SEO-news
Другие статьи автора
Вернуться в раздел
Другие статьи рубрики
Вернуться в раздел
  • Баден-Баден от Яндекса
  • Кворум в Яндексе
Оставьте заявку

Нужна помощь с сайтом? Заполните форму, и наши менеджеры проконсультируют вас уже сегодня!

* — Поля, обязательные к заполнению.
Получайте полезные письма
Присылаем экспертные исследования и кейсы по SEO и интернет-маркетингу,
а также спецпредложения только для подписчиков!


Оставьте ваш e-mail:*
Я согласен на обработку
персональных данных

Принципиально новые условия сотрудничества в SEO — зарабатываем только вместе!

Уникальный тариф «Оборот», где доход агентства больше не зависит от визитов и позиций вашего сайта, а привязан исключительно к росту оборота вашей компании.

Тариф, который хотели сделать многие, но реализовали только мы.

К тарифу «Оборот»