Во второй половине марта Яндекс запустил новый текстовый фильтр — алгоритм «Баден-Баден». Официальный анонс состоялся 23 марта 2017 года в блоге Яндекса для вебмастеров [1], но реальные изменения были замечены несколько раньше. Выдачу основательно трясло порядка двух недель [2], после чего — ситуация стабилизировалась, а переоптимизированные документы показали и зафиксировали своё падение по ряду продвигаемых запросов. Характерный размер просадки — 7–30 пунктов, в зависимости от изначальной позиции и конкуренции по фразе.
Алгоритм действует во всех регионах России и СНГ и применяется и для коммерческих и для информационных запросов. Изначально, отдел антиспама поисковой системы запустил запросозависимый текстовый фильтр. Это значит, что санкции (понижение позиций) наблюдались именно по отдельным фразам, которые ведут на URL, а не по всему документу или сайту (хосту). Именно запросозависимый характер можно наблюдать на иллюстрации выше (Рис. 1), где ряд запросов показали падение, некоторые остались на прежних местах, а какие-то даже выросли.
Что особенно интересно — возможность диагностики проблемы по аналогии с уже работающими ранее текстовыми пост-фильтрами. В частности, с помощью ряда инструментов в «Пиксель Тулс» или аналогах.
Эта особенность говорит о том, что фильтр «Баден-Баден» является надстройкой над формулой, а не встроен в основной алгоритм ранжирования. Аналогичным с предыдущими пост-фильтрами оказывается и проявление и общая схема его работы (Рис. 2). О запросозависимом характере фильтра говорит и позапросная диагностика, которая идентифицирует наличие санкций только по тем фразам, по которым сайт показал падение.
Несколько позже, 7 апреля 2017 года был начат новый виток — хостовый фильтр (применяется на весь сайт и по всем запросам, кроме большинства навигационных для домена) [3]. Фактическое падение поискового трафика наблюдалось на проектах, которые попали под действие фильтра, начиная с вечера 6 апреля. По идеологии данный вид пессимизации наиболее близок к ручной «Переоптимизации» [5], которая применяется по усмотрению антиспам-аналитиков Яндекса и отображается в панели вебмастера.
Если проект принадлежит вам, то нарушения данного типа легко диагностируются с помощью панели Яндекс.Вебмастер (Рис. 4). В случае отсутствия доступа к сайту — проверка может быть проведена по аналогии с фильтром «Минусинск». Размер просадки позиций — 20 пунктов (и здесь полная аналогия с «Минусинском»). Для диагностики в поисковую систему задается специализированно составленный запрос, который позволяет обнаружить наличие значимых санкций на домене (АГС, Минусинск, Баден-Баден и некоторых других [4]).
Даже при наличии санкций данного типа, в ТОП выдачи остаются запросы, по которым сайт является витальным ответом (доменное имя, название компании, см. Рис. 5). Но, что важно для диагностики стороннего проекта, которая упомянута выше, не по всем витальным запросам домен попадает на первую позицию (здесь въедливый SEO-специалист может придумать свой метод проверки).
После диагностики проблемы требуется провести работы по снятию санкций. Искать проблему как в первом (запросозависимом), так и втором (хостовом) случае — нужно в текстах и текстовой оптимизации документов сайта.
Какие тексты Яндекс хочет «отловить» и применить санкции?
Переоптимизированные. Ориентированные на поисковую систему и улучшение текстовых факторов ранжирования.
С малой долей смысловой нагрузки (или вообще без неё). Много воды и мало сути, почти отсутствует конкретика. Скажем, три абзаца про цены с подзаголовком про стоимость, а самих цен нет.
В данный пункт могут попадать и страницы ориентированные на поисковые запросы с гео-привязкой (топонимом), в которых не раскрывается особенность услуги в указанном городе (Дмитров, Самара, Волгоград, ...) / местности / станции метро, а просто идёт пространное описание товарного предложения с упоминаниями самого топонима.
Частично или полностью скрытые от внимания посетителя. Размещенные с использование скроллинга (Рис. 4), вкладок переключения (display:none), прочих.
Фактически, существует не одна, а две различных по типу, проявлению и методу диагностики санкции «Баден-Баден». Разберём основные действия SEO-специалиста, необходимые для снятия каждой из них.
NN | Запросозависимый Баден-Баден | Хостовый / Переоптимизация |
---|---|---|
1 |
Применяется для продвигаемых фраз — запросозависимый фильтр. Можно зафиксировать резкий рост при небольшой модификации поискового запроса. |
Применяется для всех продвигаемых фраз и не является запросозависимой санкцией. Исключение — большая часть запросов, для которых проект является витальным ответом. |
2 |
Штраф (падение позиции) — 7–30 пунктов. Варьируется в зависимости от фразы, стартовой позиции и конкуренции. |
Штраф (падение позиции) — почти ровно 20 пунктов. |
3 |
Для снятия требуется:
|
Для устранения проблемы требуется:
|
4 |
Если у документа хорошие позиций в Google и он собирает стабильный трафик из него — сокращение текста на 20–30 процентов не так сильно скажется на позициях *, особенно, если удалять именно «водные» предложения и абзацы. Если текст и так небольшой (500–1100 символов) и позиции в Google вызывают опасения — можно использовать валидный тег <noindex>. Напомним, что он никак не учитывается роботом-индексатором этой поисковой системы. |
Даже если у проекта хорошая видимость в Google, то не стоит рассматривать тег <noindex> и скрытие с его помощью текстов от индексирования как единственный способ снятия санкций. Практические примеры говорят о том, что простое скрытие текстов от индексации с применением данного тега не приводит к снятию фильтра. Рекомендованной мерой является смена стратегии продвижения и общая переработка текстовой составляющей. |
* — при проведении всех подобных работ, хорошей практикой считается сохранение истории версий (как минимум, изначальной версии текста).
Кейсы по «младшему Баден-Бадену» для фраз (запросозависимый) — достаточно стандартные и очень похожи на аналогичные примеры по текстовым пост-фильтрам «Переспам» и «Переоптимизация».
Что же касается «старшего, хостового», то тут имеется несколько характерных паттернов для коммерческих проектов:
Кейс № 1 (Рис. 8), в котором санкции были применены к интернет-магазину с большим числом текстов, размещенных на страницах категорий и в скроллинге. Объем скрытой части текста — от 50 до 80 процентов от общего.
Кейс № 2 (Рис. 9), в котором основная масса продвигаемых страниц — региональные (под города в области Москвы). Избыточное количество вхождений в тексте, мало конкретики и нет нюансов оказания услуги именно в заданном городе и специфики. Общий объем текста на URL — порядка 2,5–3 тысяч символов.
Найдены и другие кейсы пессимизации интернет-магазинов, где размер текста на листингах товаров составляет порядка 2-2,5 тысяч символов. В случае с запросозависимым фильтром — удаление / скрытие от индексации текста сопровождается быстрым ростом позиций и трафика.
Для снятия санкций хостового типа (для всего сайта) — требуется устранение причин применения фильтра (см. таблицу выше) и заявление на пересмотр через панель вебмастера Яндекса. Срок рассмотрения — порядка 25-30 дней. Ниже представлен кейс снятия фильтра «Баден-Баден» в срок 23 дня после отправки заявки через панель и 33 дня с момента применения. Видно, что видимость в поисковой системе полностью восстановилась (даже с небольшим ростом). Дата возврата в ТОП находится вне текстового апдейта (24 мая, ближайший АП зафиксирован — 22 мая). Позиции в Google находятся на стабильном уровне.
Второй кейс — аналогичен приведенному выше. Срок снятия после применения: 33 дня и порядка 25 дней после отправки заявки на пересмотр. Возвратилась видимость в Яндексе, в Google — без изменений.
Следует разделять алгоритм «Баден-Баден» на два различных по проявлению, диагностике и снятию.
Приведены основные причины применения обеих санкций, кейсы, методы диагностики и рекомендации по их снятию.
Было увеличено и число в полном списке санкций [5], теперь оно превышает 25 штук. Проявление запросозависимой версии — близко к проявлению предыдущих пост-фильтров, а хостовой — к фильтру «Минусинск» (падение на 20 пунктов).
Простое скрытие текстов с помощью тега <noindex> не позволяет снять хостовый тип санкций (практический опыт).
Баден-Баден — новый алгоритм определения переоптимизированных текстов, 2017, https://yandex.ru/blog/webmaster/baden-baden-novyy-algoritm-opredeleniya-pereoptimizirovannykh-tekstov
Новости из Баден-Бадена и не только, 2017, https://tools.pixelplus.ru/news/baden-baden
Баден-Баден и нарушения на сайте, 2017, https://yandex.ru/blog/webmaster/baden-baden-i-narusheniya-na-sayte
Некачественные сайты (раздел помощи вебмастеру), 2017, https://yandex.ru/support/webmaster/yandex-indexing/webmaster-advice.xml
Полный список санкций поисковых систем, 2015–2017, https://pixelplus.ru/samostoyatelno/stati/prodvizhenie-saytov/sanktsii-poiskovykh-sistem.html
Входим в число лучших компаний России в сферах интернет-рекламы и разработки сайтов по результатам самых авторитетных рейтингов
Нужна помощь с сайтом? Заполните форму, и наши менеджеры проконсультируют вас уже сегодня!
Уникальный тариф «Оборот», где доход агентства больше не зависит от визитов и позиций вашего сайта, а привязан исключительно к росту оборота вашей компании.
Тариф, который хотели сделать многие, но реализовали только мы.
зарегистрируйтесь на сайте, используя e-mail.
Зарегистрироваться, используя e-mail: