Классический маркетинг отвечает за аналитику и коммуникации. Маркетолог участвует в разработке продукта, определяет круг потенциальных потребителей, разрабатывает и реализует стратегию продвижения товара. В интернет-маркетинге похожие задачи, но инструменты аналитики и каналы продвижения принципиально другие. Интернет-маркетолог стимулирует продажи товаров и услуг в диджитал-среде. Сложно представить успешную компанию, которая в 2022 году не пользуется инструментами и возможностями сети.
Общее определение
Интернет-маркетинг (англ. internet marketing) — комплекс методик и инструментов для продвижения товаров и услуг в интернете с целью привлечения максимального числа целевой аудитории, а также повышения популярности бренда в сети.
Бизнесу приходится подстраиваться под меняющийся мир. Выигрывает тот, кто адаптируется к новой реальности, использует ее в своих целях.
По результатам исследования креативного агентства We Are Social, в 2022 году среднестатистический пользователь проводит в интернете, приложениях, соцсетях около семи часов в сутки. Естественно, бизнес идет туда же, куда и его потребитель, — в сеть. И использует эту сферу и ее особенности в своих маркетинговых целях.
Интернет-маркетинг — это работа по продвижению товаров и услуг, освоению и расширению рынка, увеличению прибыли компании с помощью инструментов и каналов сети.
Основные задачи:
Интернет-маркетинг популяризирует бренд, превращает пользователей в покупателей и заказчиков, повышает продажи и прибыль компании.
Интернет-маркетолог владеет основами SEO, SMM, рекламы и других сетевых инструментов. Расскажем о них подробнее.
SEO (Search engine optimization — поисковая оптимизация) — это технология работы с сайтом, ее цель — получение целевого трафика из поисковых систем: Яндекса, Google и других. SEO-специалист делает так, чтобы пользователи видели продвигаемые страницы на верхних строках поисковой выдачи, заходили на сайт и совершали целевые действия. Например, делали заказ или звонили по телефону.
Каждый день люди задают вопросы, ищут товары и услуги в поисковых системах. Сайты, которые оказываются на первых строках поисковой выдачи, получают максимальное количество трафика. Если запрос, по которому приходят пользователи, релевантный (соответствует контенту и офферу страницы), а трафик — целевой, то бизнес получает поток новых клиентов.
Принципиальное отличие органического (поискового) трафика от рекламного — в том, что он условно бесплатный. Создание и продвижение сайта требует времени и вложений. Но когда сайт занял верхние строки выдачи, бизнесу не нужно платить за каждый визит, как в случае с контекстной рекламой. Сайт может годами занимать высокие позиции и приводить новых клиентов.
Чтобы продвинуться в поиске, сайт и продвигаемая страница должны соответствовать критериям:
Поисковые системы оценивают и ранжируют сайты по большому числу факторов. SEO-специалист оптимизирует сайт так, чтобы он нравился и пользователям, и поисковым системам.
SMM (Social Media Marketing) — маркетинг в социальных сетях. В России это ВК, Одноклассники, YouTube, TikTok, Pinterest и другие. К социальным платформам можно условно отнести и мессенджеры, например, Telegram. Больше 70% россиян имеют аккаунты в соцсетях. В среднем пользователи проводят там по три часа в день. Социальные сети воспринимаются как онлайн-пространство для неформального, доверительного, личного общения.
Для бренда присутствие в соцсетях — это шанс стать ближе к потребителю: лучше его изучить, стать его «другом» и частью жизни.
«Люди покупают не у компаний. Люди покупают у людей», — SMM-щики постоянно доказывают актуальность этой фразы.
В соцсетях продвигают товары, услуги, бренды.
Здесь можно совершать прямые продажи, формировать имидж, репутацию компании.
Технически SMM представляет собой управление сообществом (аккаунтом, публичной страницей, каналом) и подписной базой. Компания взаимодействует с целевой аудиторией с помощью вовлекающего контента и общения. Выкладывает посты, видео, подкасты, сторис, проводит опросы, организует акции, конкурсы, общается с подписчиками.
SMM как метод продвижения подходит для большинства сфер: продажа товаров, оказание услуг, организация мероприятий, культура, наука, образование, социальные проекты.
Считается, что социальные сети почти не работают на B2B-рынке, но это заблуждение. Продвижение таких компаний — действительно непростая задача. Но если тщательно продумать концепцию, правильно выбрать сеть, контент, формат, тональность, то SMM упрочит репутацию и увеличит продажи.
Контекстная реклама появляется в выдаче поисковых систем, на сайтах, в мобильных приложениях. Контекстные объявления адресованы конкретному пользователю, они соответствуют его запросам, интересам, контенту страниц, которые он просматривает.
Самая крупная система контекстной рекламы в России — Яндекс.Директ. В Директе два основных типа объявлений — поисковые и тематические.
Поисковые объявления прямо отвечают на запрос, введенный в поисковую строку. Например, если пользователь запрашивает в Яндексе «ветеринарные клиники в Санкт-Петербурге», в выдаче появятся рекламные объявления клиник.
Поисковая система «запомнит» запрос пользователя, его интересы и позже покажет ему рекламу, связанную с ветеринарными услугами и домашними животными. Тематическая реклама появляется на сайтах, которые входят в рекламную сеть Яндекса, и в партнерских сетях.
В зависимости от настроек, рекламодатель платит за показы, клики или целевые действия.
Существует несколько форматов контекстной рекламы:
Объявление может вести на визитку, сайт компании, страницу товара или услуги.
Контекстные объявления — прицельная реклама, которая показывается только заинтересованным пользователям с определенными параметрами. В системе много тонких настроек. Рекламодатель сам определяет бюджет кампании, аудиторию, географию показа, тип устройства, составляет список ключевых и стоп-слов, выбирает дизайн, текстовки и креативы.
Работа с настройками помогает получить максимум целевых пользователей по минимальной цене.
Таргетированные объявления — еще один вид адресной рекламы. Ее показывают только целевой аудитории — пользователям с заданными интересами, социально-демографическими характеристиками (возраст, пол, образование, семейное положение). Таргет работает в социальных сетях, например, во «ВКонтакте», в «Одноклассниках».
В отличие от контекстной рекламы, таргет сегментирует аудиторию по ее характеристикам и географии (от страны до точки на карте), а не по ключевым словам. Например, крем с лифтинговым эффектом можно таргетировать на женщин 35+ из больших городов, независимо от того, интересовались ли они в интернете уходовой косметикой.
Основные форматы таргетированной рекламы:
Контент-маркетинг — продвижение товаров и услуг с помощью контента: текстов, видео, иллюстраций, подкастов. Контент может распространяться через соцсети, блоги, сайты, Email-рассылки. Часто используется комбинация каналов.
Пример такой цепочки. Компания, продающая витамины, публикует пост в Telegram, который ведет на ролик на YouTube.
Если ролик интересен, пользователь подписывается на YouTube-канал, регулярно смотрит видео. Под каждым видео публикуются ссылки: на Озон, где продаются витамины, на книгу с авторской системой оздоровления и на сайт компании.
Статьи на сайте — еще один пример контент-маркетинга.
Такие форматы максимально нативны, они воспринимаются как полезная информация, а не как элемент продающей цепочки. Хотя по сути являются и информацией, и продающим «крючком».
Основные типы маркетингового контента:
С выходом маркетинга в онлайн у бизнеса появились новые полезные инструменты веб-аналитики. Маркетологи получили возможность быстро анализировать рынок и конкурентов, их стратегию, успехи и неудачи. В интернете проще определять свою ЦА, сегментировать аудиторию, следить за ее поведением.
Веб-аналитика частично заменила классические методы маркетинговых исследований с участием реальных потребителей. К примеру, необязательно проводить дорогие эксперименты с живыми покупателями, если можно подсмотреть действия пользователя по вебвизору.
Можно тестировать каналы продвижения, креативы, рекламные стратегии, находить самые эффективные форматы, быстро вносить изменения, подстраиваясь под интересы и вкусы аудитории.
Веб-аналитика используется на всех этапах жизненного цикла продукта, начиная с его разработки. Чем больше данных у маркетолога, тем точнее действия компании и лучше результат.
Маркетологи пользуются десятками инструментов и систем аналитики: Яндекс. Метрикой, Google Analytics, Open Web Analytics (OWA), Clicky и многими другими. Инструменты аналитики встроены в каждую CRM-систему. Их выбор зависит от типа бизнеса и маркетинговых задач.
Возможности веб-аналитики:
Аналитическая работа никогда не должна прекращаться. Постоянный мониторинг — основа эффективности бизнеса.
Email-маркетинг — рассылка электронных писем, один из самых ранних, но по-прежнему эффективных инструментов. Рассылки выстраивают прямую коммуникацию между брендом и представителем целевой аудитории.
Электронное письмо невозможно не заметить. Оно работает на стимулирование продаж, удержание и возвращение клиентов, рост прибыли.
Если на заре интернет-маркетинга практиковались массовые «слепые» рассылки, то сейчас работа с письмами стала тоньше и ювелирнее. Важно, чтобы пользователь добровольно подписался на рассылку. Содержимое письма должно быть интересным, полезным, хорошо структурированным. Автоматическую рассылку нужно тщательно настроить. Имеет значение любая мелочь: тема письма, время рассылки, оформление, шрифт.
Работа с письмами начинается с постановки целей и разработки стратегии. Определяется целевая аудитория, анализируются конкуренты, выбирается способ привлечения подписчиков. Например, за подписку можно пообещать скидку, подарок, розыгрыш приза.
Цепочки писем выстраиваются по определенным правилам. Например, сначала высылаются приветственные письма, потом акционные («Успейте купить»), информационные (полезная информация, связанная с товаром), триггерные (реакция на действия подписчика).
Важно анализировать результаты: открываемость писем, подписки, отписки, конверсию, прибыль.
Интернет открывает фантастические возможности для аналитики и продвижения бизнеса. 10−20 лет назад сложно было представить, что можно изучить характеристики и поведение тысяч покупателей, даже не выходя из кабинета. Что можно за пару дней протестировать десяток рекламных креативов на многотысячной аудитории.
Интернет-маркетинг помогает выстроить эффективную бизнес-модель.
Добавим, что нет смысла жестко противопоставлять классический и интернет-маркетинг. Основные принципы традиционного маркетинга действуют и в интернете. Например, ориентация на потребителя, сегментация аудитории, модель 4P (Product — продукт, Price — цена, Promotion — продвижение, Place — место продажи).
Любой маркетолог — в офлайне или онлайне — стремится получить максимум информации о потребителях и эффективно продвинуть свой продукт. Разница — в каналах и инструментах аналитики и продвижения. Но даже это отличие постепенно сглаживается: тенденция последних лет — объединение онлайн- и офлайн-каналов в единую систему продвижения.
Простейшие примеры:
Итак, маркетинг в интернете — это широкое понятие, целый комплекс онлайн-инструментов, составляющая современного бизнеса. Компания, учитывая свои особенности, выстраивает собственную систему аналитики и продвижения, которая соответствует ее нише, уровню конкуренции, задачам, потребностям и возможностям. Задача маркетолога — выстроить эффективную стратегию, выбрать те инструменты, которые помогут повысить популярность бренда, привлечь максимальное число целевых пользователей, увеличить конверсию, сформировать постоянную аудиторию.
Интернет-маркетинг — это продвижение товаров и услуг через интернет. Он включает в себя использование различных онлайн-платформ и инструментов, таких как социальные сети, поисковые системы, электронная почта и веб-сайты, чтобы привлечь и удержать клиентов.
Интернет-маркетолог занимается продвижением товаров и услуг в интернете. Его основные задачи включают разработку и реализацию маркетинговых стратегий, анализ целевой аудитории, управление рекламными кампаниями в поисковых системах и социальных сетях, SEO-оптимизацию, контент-маркетинг, email-рассылки и анализ эффективности маркетинговых усилий с помощью различных аналитических инструментов.
Услуги интернет-маркетолога включают:
Эти услуги помогают бизнесам привлекать и удерживать клиентов через цифровые каналы.
Интернет-маркетинг предлагает следующие преимущества:
Эти преимущества делают интернет-маркетинг мощным инструментом для продвижения бизнеса в современном мире.
Интернет-маркетинг имеет несколько недостатков:
Эти факторы могут усложнить работу интернет-маркетологов и требуют постоянного мониторинга и адаптации стратегий.
Входим в число лучших компаний России в сферах интернет-рекламы и разработки сайтов по результатам самых авторитетных рейтингов
Нужна помощь с сайтом? Заполните форму, и наши менеджеры проконсультируют вас уже сегодня!
Уникальный тариф «Оборот», где доход агентства больше не зависит от визитов и позиций вашего сайта, а привязан исключительно к росту оборота вашей компании.
Тариф, который хотели сделать многие, но реализовали только мы.
зарегистрируйтесь на сайте, используя e-mail.
Зарегистрироваться, используя e-mail: