Зачастую даже незначительное снижение видимости в органической выдаче Яндекса ощущается на показателях посещаемости и продаж, что уж говорить о ситуации, когда сайт резко «проваливается» по всему семантическому ядру.
Мы собрали ТОП-25 самых частых причин падения страниц и всего сайта в Яндексе, в формате чек-листа. Проверка проекта по пунктам и устранение выявленных недочетов позволит вам вернуть позиции и трафик на прежний уровень (ну, или близкий к прежнему 😉).
Важно! Если у вас фиксируются проблемы с позициями и вы не знаете, что стало причиной — предлагаем помощь в рамках разовых работ:
В рамках этого блока мы рассмотрим часто встречающиеся ошибки, которые могут напрямую влиять на занимаемые сайтом позиции в выдаче поисковой системы Яндекс.
Самая очевидная проблема падения в Яндексе — недоступность сайта. На это есть множество причин, но как показывает практика:
Наряду с окончанием срока действия хостинга и домена, владельцы сайтов практически всегда забывают продлить SSL-сертификат, из-за чего пользователи не могут попасть на целевые страницы.
Зачастую они видят следующую информацию и возвращаются в выдачу:
Существует множество причин возникновения ошибки, когда продвигаемая страница (а иногда группа URL) становится недоступна, что приводит к полному исключению ее из индекса поисковой системы, если вовремя не среагировать на это событие.
При проведении активных работ по развитию проекта, особенно с привлечением разработчиков «со стороны», возникают ситуации, когда при внедрении той или иной доработки со страницы неожиданно пропадает оптимизированное содержимое тега title, что приводит к изменению релевантности документа и снижению занимаемых в выдаче позиций.
Практически всегда, при создании тестовой версии, разработчики забывают внести изменения в файл robots.txt и он остается идентичным по содержимому, как на основной версии сайта.
В итоге, тест сайта начинает сканироваться роботами поисковых систем и попадать в индекс.
Эта штука может проявляться по-разному, но самое частое:
Не знаю, замечали вы или нет, но при имеющемся выборе Яндекс главным зеркалом всегда делает НЕ основной продвигаемый домен.
Фиксируется, когда не настроена или не работает переадресация с HTTP-протокола на HTTPS, с версии без префикса www. на основную или наоборот.
Сегодня пользователи не готовы терпеть долгую загрузку страниц, поэтому и поисковые системы реагируют на это. Если игнорировать проблему и не разобраться с ней, в конечном итоге сайт просто выкинут с лидирующих позиций — это может происходить плавно, за счет накапливаемых поведенческих, а может и резко провалиться.
Последнее пару лет использование тегов для закрытия частей контента от индексации встречается все реже, тем не менее, некоторые SEO-специалисты до сих пор используют его на продвигаемых страницах.
Встречаются ситуации, когда специалисты добавляют или убирают теги <noindex> не используя тулбары, которые подсвечивают закрытые участки контента страниц в режиме реального времени. В итоге, в коде страниц остается открывающий тег, а закрывающий по невнимательности отсутствует.
Подсветить элементы в noindex на странице поможет SEO-расширение для браузера от Пиксель Тулс.
К распространенной причине резкого падения позиций можно отнести банальные ошибки в файле robots.txt, которые приводят к полному закрытию сайта от индексации.
Это может произойти случайно, когда на стороне владельца сайта вносятся какие-либо правки, а также при выкате доработок с тестовой версии, вместе с полной заменой актуального содержимого файла.
Более детальная информация по фильтрам поисковиков Яндекс и Google доступна в статье:
В большей степени относится к конкретным страницами сайта, но может затронуть и весь хост, если вовремя не сделать выводы.
Допустим, вы создали на сайте новую страницу для привлечения потенциальных клиентов и она попала на высокие позиции в выдаче потому что с точки зрения поисковой системы контент соответствует интенту запросов.
При этом содержимое не решает проблематику пользователей в полной мере — люди либо не находят на странице то, что им нужно, либо качество страницы (верстка, структура контента, инфографика, функционал) не соответствует их ожиданиям, что приводит к закрытию страницы и возврату в поиск.
Такое поведение пользователей — сигнал поисковику, что страница, не смотря на высокую релевантность, не соответствует ожиданиям реальных людей в сравнении с сайтами конкурентов и она в итоге начинает терять свои позиции.
Этот фильтр наиболее характерен для интернет-магазинов и товарных запросов в частности.
Его проявление заключается в том, что с целью повышения разнообразия результатов выдачи Яндекса, скрывается ряд похожих результатов. Предпочтение отдается тем документам, у которых сниппет (Title, Description и текст описания) существенно отличается от уже представленных вариантов.
Буквально пару лет назад у владельцев бизнеса была распространена идея — создать 2-3 сайта, которые практически полностью копируют основной, чтобы одновременно занять как можно больше позиций в первой десятке.
Очевидно, что поисковая систем не оценила этот прием, начав склеивать сайты принадлежащие одной компании в группы, выводя в результатах выдачи по одинаковым фразам наиболее релевантные страницы группы сайтов.
В мае 2015 года Яндекс запустил первую волну санкций за избыточное количество SEO-ссылок в ссылочном профиле ресурсов. Разом было понижено ~500 сайтов в среднем на 20 позиций. При этом санкции коснулись и витальных запросов, сайты не были на первом строке по названию компании и доменному имени.
Запросозависимый алгоритм Яндекса, направленный на понижение в выдаче переоптимизированных страниц. Оценивается весь контент документа: plain text, прочее текстовое содержимое.
Имеется и вторая (отдельная) часть алгоритма — хостовый фильтр.
При продвижении сайта, особенно на этапе, когда внедрена базовая внутренняя оптимизация, SEO-специалист акцентирует свое внимание на развитии ресурса, забывая текстовые пост-фильтры Яндекса, которые никто не отменял!
Важно контролировать занимаемые сайтом позиции в выдаче поисковых систем и при резком изменении как 3-5 запросов, так и целой группы фраз — убедиться, что это не связано с санкциями за текстовую составляющую страниц.
Фильтр «Некачественный бизнес» был запущен в первой половине октября 2021 года с целью понижения позиций сайтов, за которым стоит бизнес низкого качества.
Оценивается:
Асессор-тестировщик в Яндексе — это сотрудник поисковой системы, который вручную проверяет соответствие запросов содержимому страниц из органической выдачи и оценивает качество ресурсов.
Основная задача асессоров заключается в том, чтобы проверять сайты в выдаче и следить за корректностью оценки алгоритмами поисковика.
В конечном счете они вручную указывают, какие сайты не соответствуют ТОПу, а какие из них можно поднять выше.
Последнее время наблюдается новая волна популярности накрутки поведенческих факторов от так называемых «SEO-специалистов», которые вместо качественной оптимизации и развития проектов предлагают вывод в ТОП за максимально короткие сроки прямым влиянием на алгоритмы ранжирования Яндекса.
Такие сайты резко попадают на первую страницу выдачи из ниоткуда и так же быстро пропадают. Причем, речь идет только про Яндекс, в Google подобные манипуляции не работают.
Невероятно, но факт!
Как минимум на одном проекте было такое, что по группе фраз одновременно влетели 2-3 накрутчика, заняв ТОП-3, сдвинув всю выдачу, а соответственно и позиции, и трафик.
Писали письма в Яндекс, как в фильме: «Побег из Шоушенка», каждую неделю, чтобы обратили внимание.
Через 1,5 месяца их, конечно, выкинуло, но один из накрутчиков все равно позже вернулся на первую страницу выдачи, тем не менее — у нас трафик и видимость восстановилась.
В 2015 году Яндекс начал тестировать новый подход к определению релевантности документов. Его суть — рандомизированным образом понижать или повышать позиции ряда (отобранных по специализированному алгоритму) документов в выдаче по запросам с целью получения дополнительной пользовательской информации.
Основная цель, которую преследует поисковая система в данном подходе — быстро получить от пользователей информацию «нравится» или нет им определенный документ и, на основании данной информации, скорректировать его ранжирование.
В результате действия алгоритма Multi-Armed Bandits («Многоруких бандитов») выдачу определенным образом «лихорадит» и видимость сайта на короткой и средней дистанции начинает напоминать колебания — «волны видимости».
Текстовая релевантность страницы по отношению к ключевым фразам имеет важную роль с точки зрения ранжирования в выдаче Яндекса и, если она меняется, поисковик на это моментально реагирует.
Самый простой пример потери позиций при изменении текстовой релевантности страницы — раздел каталога интернет-магазина и увеличение количества выводимых в листинге товаров.
В стремлении сделать выдачу максимально качественной, поисковые системы регулярно дорабатывают существующие алгоритмы и, в большинстве случаев, это происходит в режиме реального времени.
Следить за апдейтами в Яндексе можно по ссылке.
Иногда происходят более глобальные изменения, которые Google анонсирует.
Следить за апдейтами в Google можно по ссылке.
Многие владельцы бизнеса, получив желаемые результаты, не считают нужным продолжать развитие своих веб-проектов — от обновления информационных разделов, до улучшения существующих страниц и разработки нового функционала.
В конечном итоге, когда конкуренты регулярно улучшают свои ресурсы, сайты БЕЗ изменений начинают постепенно падать.
Такие сайты для Яндекса (и для Google тоже) считаются «мертвыми», без каких-либо признаков жизни. В конечном итоге они теряют занимаемые позиции, утратив доверие поисковиков.
Изменение типа запроса или интента — достаточно распространенная история.
Например, вы собрали полное семантическое ядро, провели работы по группировке и распределению, оптимизировали страницу и заняли высокие позиции в результатах выдачи.
Казалось бы, что может произойти!?
В определенный момент ряд фраз выпадает из ТОП-10 и, прежде чем сразу вносить правки в оптимизацию документа, важно убедиться, не изменилась ли выдача по этим фразам. Возможно Яндекс теперь считает эти фразы информационными.
При продвижении сайта мы долгое время высоко ранжировались в Яндексе, но в определенный момент резко выпали за ТОП-50, как и наши прямые конкуренты.
Детальный анализ показал полное изменение выдачи — практически по всему семантическому ядру лидирующие позиции теперь занимает абсолютно другой тип сайтов.
Можно! Достаточно добавить сайт в модуль ведения проектов «Пиксель Тулс» и загрузить семантическое ядро с корректным распределением.
Пункты, обозначенные в статье, встречаются на практике достаточно часто и, в рамках регулярных работ по оптимизации и продвижению, команда «Пиксель Плюс» контролирует как позиции, так и другие важные для бизнеса показатели веб-ресурса.
Такой подход позволяет формировать правильную стратегию и концентрировать усилия в направлении развития сайтов наших клиентов, а не выяснения причин неожиданного падения видимости.
Входим в число лучших компаний России в сферах интернет-рекламы и разработки сайтов по результатам самых авторитетных рейтингов
Нужна помощь с сайтом? Заполните форму, и наши менеджеры проконсультируют вас уже сегодня!
Уникальный тариф «Оборот», где доход агентства больше не зависит от визитов и позиций вашего сайта, а привязан исключительно к росту оборота вашей компании.
Тариф, который хотели сделать многие, но реализовали только мы.
зарегистрируйтесь на сайте, используя e-mail.
Зарегистрироваться, используя e-mail: