Персонализация / Персонификация результатов выдачи Яндекса

 — по оценке 6 пользователей
09 мая, 12:28
Дмитрий Севальнев
Дмитрий Севальнев
09 мая, 12:28
26714
0
Содержание
Как формируется персональный ответ?
Персонифицированные поисковые подсказки
На чём сказывается персонификация?
Как отключить персонализацию? #
Размер текста:

Поисковая система Яндекс активно использует персонализацию результатов, подстраивая содержание выдачи под личные (персональные) предпочтения пользователей. В основе работы алгоритма персонификации результатов и подсказок лежит анализ поведения пользователя, истории его поисковых запросов и посещаемых сайтов.

Персонализированный поиск — технология учёта как сиюминутных, так и постоянных предпочтений пользователя при формировании результатов выдачи и поисковых подсказок по введенному запросу.


Как формируется персональный ответ?

Персонализированный набор результатов формируется на основании постоянных и сиюминутных предпочтений. В частности, для каждого пользователя учитывается:

  • Какие сайты он посещает.
  • Какие запросы были заданы в Яндекс за последние несколько минут, неделю и два месяца.
  • Отношение к результатам выдачи на иностранном (обычно английском) языке.
  • Текущий введенный запрос (если он уже был задан).

В результате учёта всей совокупности факторов, алгоритм подстраивает результаты выдачи (SERP) под конечного пользователя. Для учёта постоянных предпочтений используется разбиение всех посетителей на схожие группы (всего порядка 400 000 групп), а для учёта сиюминутных предпочтений — текущая поисковая сессия (недавно заданные запросы).

Иллюстрация учёта предпочтений пользователя Яндексом

Учёт сиюминутных предпочтений (анализ запросов в рамках одной поисковой сессии). Источник: https://yandex.ru/company/technologies/personalised_search/.


Персонифицированные поисковые подсказки

Поисковые подсказки (suggest) также учитывают историю поиска в Яндексе, часто посещаемые из выдачи сайты и текущий введенный посетителем запрос. Разберём три данных механизма:

  1. Если пользователь ранее использовал поисковую фразу, то она будет предложена в его подсказках выше, чем у «случайного» посетителя.

  2. Часто посещаемые сайты будут доступны для перехода в один клик, прям из вспомогательного окна подсказок. Яндекс фиксирует, на какие сайты вы часто переходите из выдачи по одним и тем же фразам, и пытается сэкономить время, отображая данные проекты даже без ввода какого-либо запроса. Если вы хотите удалить любимые сайты в подсказках, то воспользуйтесь специальной формой на странице настроек: https://yandex.ru/tune/search/.

  3. Также, если посетитель уже ввёл свой первый запрос, то содержание подсказок будет подстроено под тематику введенного запроса и значимо отличаться от набора подсказок по умолчанию (см. иллюстрацию ниже).

Отличие подсказок в двух случаях

Иллюстрация отличия подсказок в двух случаях: по умолчанию и после введенного запроса [офисы билайн]. Красным фоном выделены новые подсказки, которые появились исходя из тематики уже введенной фразы.


На чём сказывается персонификация?

Персонификация, безусловно, сказывается на распределении трафика из результатов выдачи поисковой системы Яндекс. Если ранее пользователи из одного региона, задав один и тот же запрос, видели одинаковый набор результатов, то начиная с конца 2012 года и более официально с 2013 года, когда был запущен новый алгоритм «Калининград» — разные пользователи, в общем случае, могут видеть отличающиеся набор документов в ТОП-10.

Наиболее ярко персонализация проявляется в следующих аспектах:

  1. Ранее посещенные пользователем сайты (если поиск учёл клик как удовлетворенный) — будут показаны выше, чем в общем случае. И наоборот, пропущенные и неподходящие документы — ниже.

  2. Ранее использованные поисковые запросы — будут присутствовать и выше отображаться в поисковых подсказках.

  3. Введенная в поиск фраза существенно сказывается на содержании подсказок. К общему списку добавляются отобранные по тематике подсказки, которые отображаются выше остальных.


Как отключить персонализацию? #

Многие пользователи не хотят, чтобы при построении результатов Яндекс использовал и вообще хранил историю запросов и «любимые» сайты. В данном случае можно отключить учёт, хранение истории поиска и отображение часто посещаемых сайтов в подсказках. Делается это в настройках на странице: https://yandex.ru/search/customize. Для отключения персонализации и удаления любимых проектов требуется убрать галочки в следующих полях:

  • учитывать мою историю поиска в результатах;
  • показывать мои любимые сайты в подсказках;
  • показывать мои запросы в подсказках;
  • а также остановить запись истории (см. ниже).

Как отключить персонализацию?

Рекомендованные настройки для отключения персонификации выдачи Яндекса на странице https://yandex.ru/search/customize.

Несмотря на данную настройку, в ряде случаев, выдача всё-равно остаётся персонализированной. Мы рекомендуем для отображения «чистых» результатов использовать режим инкогнито в браузере.

Открытие окна в режиме инкогнито

Открытие нового окна в режиме инкогнито в браузере Google Chrome позволяет получить «чистую» выдачу.

После открытия нового окна в режиме инкогнито в браузере требуется перейти на страницу поисковой системы и сформулировать свой запрос. Результаты выдачи по первой введенной фразе не будут персонализированы. Также, для получения неперсонализированных результатов SEO-специалисты используют специализированный сервис Яндекс.XML.

Дмитрий Севальнев
Подписывайтесь
на рассылку
Я согласен на обработку
персональных данных

Подписаться


Понравилась статья?
 — по оценке 6 пользователей
09 мая, 12:28
Оставить комментарий

Введено символов: 0 / 1200

Комментариев пока что нет

Наши достижения

Входим в число лучших компаний России в сферах интернет-рекламы и разработки сайтов по результатам самых авторитетных рейтингов

Победитель в номинации «SEO под ключ» по итогам WORKSPACE DIGITAL AWARDS 2023
Лидер SEO-рейтинга среди сайтов SEO-агентств по итогам Optimization 2018
Optimization 2018
Рейтинг с самой прозрачной методологией SEO глазами клиентов 2023
SEO глазами клиентов 2023
Рейтинг известности SEO-компаний 2020 по версии SEO-news
SEO-news
Другие статьи автора
Вернуться в раздел
Другие статьи рубрики
Вернуться в раздел
Оставьте заявку

Нужна помощь с сайтом? Заполните форму, и наши менеджеры проконсультируют вас уже сегодня!

* — Поля, обязательные к заполнению.
Получайте полезные письма
Присылаем экспертные исследования и кейсы по SEO и интернет-маркетингу,
а также спецпредложения только для подписчиков!


Оставьте ваш e-mail:*
Я согласен на обработку
персональных данных

Принципиально новые условия сотрудничества в SEO — зарабатываем только вместе!

Уникальный тариф «Оборот», где доход агентства больше не зависит от визитов и позиций вашего сайта, а привязан исключительно к росту оборота вашей компании.

Тариф, который хотели сделать многие, но реализовали только мы.

К тарифу «Оборот»