Базовые функции Excel для работы

SEO-специалисту важно уметь работать с данными, производить их сортировку, фильтрацию, преобразование. Для многих функций удобным оказывается стандартный Excel. В данной статье мы рассмотрим самые основные функции Excel, освоить которые должен каждый специалист для продуктивной работы.


Исходный файл (скачать CSV-файл, 1.5 КБ)

В качестве исходных данных рассмотрим файл типа «Распределение» в котором собраны продвигаемые поисковые запросы с указанием (Рис. 1):

  • Продвигаемого URL
  • Релевантного URL
  • Позиции в Яндексе
  • Частоты
  • Позиции в Google
  • Недостающих слов в теге Title
  • Прочих

Исходный файл Excel или CSV для работы

Рис. 1. Исходная таблица для работы.

Далее, рассмотрим, как можно быстро решить самые типовые задачи.


Сортировка по любому полю

Для этой операции будет достаточно преобразовать рабочую область таблицу с заголовками (Рис. 2). После чего будет доступна сортировка по любому из полей (Рис. 3) при нажатии на квадратик со стрелочкой справа от названия колонки.

Как вставить таблицу с заголовками в Excel

Рис. 2. Вставка таблицы с заголовками в Excel файл для дальнейшей работы.

Сортировка по значению

Рис. 3. Сортировка текстовых полей от «А до Я» и от «Я до А» в таблице в Excel. Для численных полей доступна сортировка от минимального к максимальному значению и наоборот.


Выделение дублей или уникальных значений

Часто, поисковые запросы в таблице могут дублировать друг друга или наоборот, вам требуется найти все уникальные запросы, чтобы сравнить два списка. Для этого пригодится функция «Условное форматирование» * (Рис. 4) и создание нового правила для неё. Прежде чем нажать на кнопку «Условное форматирование» требуется выделить область, с которой будет происходить дальнейшая работа по выделению/форматированию значений. В нашем случае, выделена первая колонка целиком.

Функция условного форматирования в Excel

Рис. 4. Создание нового правила для условного форматирования выделенной области.

После, выбираете «Форматировать только уникальные или повторяющие значения», задаете тип, на примере это «Повторяющиеся» и Формат, на примере это оранжевый цвет (Рис. 5).

Задание правила для форматирования / выделения

Рис. 5. Задание оранжевого цвета для форматирования повторяющихся значений в выделенной области.


Удаление повторяющихся значений

После применения правила повторяющиеся значения в выделенной области будут подсвечены оранжевым цветом (Рис. 6). По данному цвету можно осуществить сортировку в таблице и проработать или удалить данные строчки.

Удаление повторяющихся ключевых слов

Рис. 6. Удаление повторяющегося ключевого запроса после сортировки по оранжевому цвету в таблице.


Выделение цветов значений в диапазоне

Для цветового выделения значений в заданном диапазоне также удобным оказывается применение условного форматирования. Для этого требуется выделить интересующие нас колонки или ячейки и создать новое правило для функции «Условное форматирование», далее выбрать «Форматировать только ячейки, которые содержат» и задать значения ячейки в требуемом диапазоне, на примере это от 1 до 10 (Рис. 7).

Выделение ячеек в заданном диапазоне в Excel

Рис. 7. Задание форматирования зеленых цветом для ячеек между 1 и 10 через функцию условного форматирования.

Далее, ячейки в заданном диапазоне будут выделены нужным цветом (зеленым), что упрощаем визуальное восприятие таблицы (Рис. 8).

Подсвеченные на листе ячейки

Рис. 8. Пример выделения в таблице нужных ячеек с позициями в ТОП-10 зеленым цветом.


Поиск запросов с заданным словом

Часто, требуется быстро найти и выделить все запросы, в которых содержится заданное слово, скажем, слово «сайт». Для этого аналогично можно использовать функцию условного форматирования с заданием формата для ячеек, которые содержат текст «сайт» (Рис. 9).

Выделение фраз с заданным словом

Рис. 9. Пример быстрого поиска и работы с поисковыми запросами, в которых содержится слово «сайт».


Расчет значения по формуле

В таблице также удобным оказывается производить расчёт какого-либо показателя по формуле, опираясь на значения в других показателей. В частности, можно вычислить прогнозируемый бюджет как среднее значение между бюджетом из системы SeoPult и MegaIndex (Рис. 10). Для этого достаточно задать формулу для первой ячейки таблицы и значение вычиститься для всей таблицы.

Расчёт бюджета в таблице

Рис. 10. Расчёт ссылочного бюджета, в таблице Excel опираясь на значения от агрегаторов SeoPult и MegaIndex.


Копирование значений из колонки, вычисленной по формуле

Если вы заходите теперь скопировать на другой лист или в другой файл значения из вычисляемой колонки «На ссылки», то столкнетесь с небольшими трудностями. Так как значения вычисляются по формуле, которая «забита» в ячейке, то простое копирование CTRL+C и CTRL+V окажется некорректным (скопируется именно формула, а не числа) и вам потребуется использовать функцию «Специальная вставка». Пошагово это выглядит так (Рис. 11):

  1. Выделяете значения, которые вам требуется скопировать мышкой.
  2. Нажимаете CTRL+C.
  3. Далее выбираете ячейку, начиная с которой вы планируете осуществить вставку.
  4. Нажимаете правку кнопку мышки.
  5. Выбираете «Специальная вставка».
  6. Задаете «Вставить значения».

Функция специальной вставки значений

Рис. 11. Функция специальной вставки в Excel для копирования и вставки именно числовых значений, а не исходной формулы, по которой они были вычислены.

В данном случае, скопированы будут именно значения из ячейки, а не формула, по которой они были вычислены.


Сравнение значений в двух столбцах

Для понимания, совпадает ли продвигаемая и релевантная в выдаче страница (и ряда других задач), требуется использовать логическую функцию «ЕСЛИ». Требуется добавить колонку сравнения «Совпадает ли?» в таблицу и вставить в первую ячейку данной колонки функцию, следующей последовательностью действий: «Формулы», далее «Логические», далее «ЕСЛИ» (Рис. 12). Задать логическое выражение, скажем [@[ ПРОДВИГАЕМЫЙ URL]]=[@[ РЕЛЕВАНТНЫЙ В Я]]» и значения функции: «1» и «0». Чтобы ускорить процесс, можно сразу вставить в столбец функцию:

=ЕСЛИ([@[ ПРОДВИГАЕМЫЙ URL]]=[@[ РЕЛЕВАНТНЫЙ В Я]];1;0)

Функция логического ЕСЛИ

Рис. 12. Вызов функции логического «ЕСЛИ» в Excel для сравнения значений в двух столбцах.

После нажатия на кнопку «OK» столбец заполнится значениями «0» (если страницы не совпадают) и «1», если значения совпадают. Это позволит быстро найти все запросы, по которым релевантный и продвигаемый документ не совпадают, и начать анализ возможных причин данного поведения.


Использование формул: среднее значение и сумма значений в ячейках

Для вычисления среднего значения какого-либо параметра (скажем, средней позиции в Яндексе по всем запросам или средней частоты запросов), а также суммы значений (скажем, суммарная точная частота или суммарный бюджет на ссылки) требуется использовать математические функции. Наиболее популярные это: вычисление среднего, вычисление медианы, вычисление суммы значений в столбце.

На Рис. 13 показана последовательность действий для вставки функции. Сначала требуется выделить ячейку, в которую требуется вывести итоговое вычисленное значение, далее выбрать интересующую вас функцию и диапазон значений, над которым планируется производить вычисления.

Вставка функции в нужную ячейку в Excel

Рис. 13. Выбор ячейки и вставка нужной математической функции ячейку.

После поиска нужной функции, требуется задать аргументы (значения с которыми будет работать функция) и нажать «OK». Если вы всё сделали верно, то значение будет вычислено и вставлено автоматически. Примеры вставки функций среднего значения (Рис. 14) и суммы значений (Рис. 15) представлены на иллюстрациях ниже.

Вставка функции среднего значения

Рис. 14. Вставка функции вычисления среднего значения ячеек для колонки «ЯНДЕКС».

Вставка функции в нужную ячейку в Excel

Рис. 15. Вставка математической функции «Автосумма» для быстрого вычисления суммы значений в колонке.

В арсенале Excel (Эксель) много различных функций, которые могут пригодиться SEO-специалисту, вы можете осуществить поиск по ним вводя в строку поиска по функциям первые буквы искомой операции. Среди полезных, также могут оказаться такие функции как:

  • Поиск максимального и минимального значения в колонке.
  • Использование логических операторов: «И», «ИЛИ», «ЕСЛИ», «НЕ».
  • Работы с датой и временем, вывод текущей даты по календарю.
  • Сумма, сумма значений с условием, медиана.

Задание формата ячеек

Для задания требуемого формата ячеек (числового, денежного, финансового, временного, процентного, текстового и т.д.) достаточно использовать функцию «Формат ячеек», предварительно выделив интересующую область форматирования и нажав правую кнопку мыши (Рис. 16), во всплывающем модальном окне нажать «Формат ячеек…».

Задание Формата у значений ячеек

Рис. 16. Пример вызова функции «Форма ячеек» для выделенной области.

После указания нужного формата значений в ячейках, нажмите «OK» (Рис. 17) и выбранный формат будет применен в выделенной области. С помощью данной функции можно избавиться от принудительного превращения некоторых значений в формат даты в Excel и задать наиболее наглядный и подходящий формат для данных (скажем, выводить вместо 0,1 → 10%, добавить разрядку групп разрядов у больших значений 340339493 → 340 339 493, скрыть лишние знаки после запятой 5,100015 → 5,1).

Пример численного и процентного форматов в Excel

Рис. 17. Задание двух различных форматов (числовой и процентный) для двух соседних колонок.


Фиксация положения одной из ячеек в формуле

Если вам требуется зафиксировать положение (ячейку) для одной из переменных в формуле, то требуется просто заменить в самой формуле значение вида =F2 на значение =$F$2 (вставить знак доллара). После чего, вы сможете «протягивать» формулы для всей строки или столбца с фиксацией одной из переменный (ячеек). Пример использования:

Значение=$C$36+F13*2,2


* Стоит отметить, что функция условного форматирования быстро работает только с небольшими и средними таблицами и плохо справляется с большими массивами данных.

Работа в Пиксель Плюс
SEO-сервисы от Пиксель Плюс


  • Ключевые SEO-термины Ключевые SEO-термины
    Какие термины необходимо знать каждому SEO-специалисту и интернет-маркетологу? Базовый набор SEO-терминов с определениями.
  • Алгоритмы ранжирования Яндекса Алгоритмы ранжирования Яндекса
    Какие алгоритмы были и сейчас действуют у поисковой системы Яндекс? От «Версия 7» 2007 года до «Владивостока» наших дней. Основные вехи развития поиска.
  • Персонализация результатов выдачи Персонализация результатов выдачи
    Что такое персонализация / персонификация выдачи? Как её отключить и какие факторы анализируются поисковой системой?
  • Сила многословной семантики Сила многословной семантики
    Запросы какой длины являются наиболее частозадаваемыми в поисковую систему Яндекс? Как учитывать это при сборе семантики.
  • Геозависимость поисковых запросов Геозависимость поисковых запросов
    Как проверить является запрос геозависимым или нет запрос в Яндексе? Какой код у какого города/региона?
  • Новые санкции поисковых систем Новые санкции поисковых систем
    Разбираем все имеющиеся санкции поисковых систем Яндекс и Google для сайтов и документов. Новые фильтры, их диагностика и снятие.
  • Основы работы с WordStat Основы работы с WordStat
    Рассмотрим основные операторы и приёмы для грамотной работы со статистикой поисковых запросов WordStat от Яндекса.
  • Как быстро вернуть сайт в ТОП? Как быстро вернуть сайт в ТОП?
    Подробное руководство для SEO-оптимизаторов для самостоятельной диагностики проблемы выпадения сайта. Разбираются самые частые причины.

Поделиться с друзьями

Будьте в курсе обновлений

Подпишитесь на бесплатные советы, статьи и ответы на вопросы по SEO!
Рассылка приходит не чаще раза в две недели и от неё всегда можно отписаться.
Письма содержат только самую важную информацию.


Ваше имя:*
E-mail:*
Телефон:
Комментарий или вопрос:
* — Поля, обязательные для заполнения.