Все алгоритмы поисковой системы Яндекс по годам

Со времени своего основания в 1997 году Яндекс изменил много алгоритмов ранжирования и существенно пересмотрел свои подходы к определению релевантности документов по поисковым запросам пользователей. Развивались и антиспам-алгоритмы, появлялись всё новые и новые фильтры. Восстановим хронологию развития алгоритмов ранжирования за последние 10 лет и рассмотрим основные нововведения, которые были внедрены при запуске новых поисковых программ.


Хронология алгоритмов Яндекса 2007–2017

NN Дата запуска Название алгоритма и основные изменения
1

2 июля 2007

«Версия 7» (новая формула ранжирования, повышение числа факторов, анонс состоялся только на searchengines.guru/showthread.php?t=149644).

2

20 декабря 2007, 17 января 2008

«Версия 8» и «Восьмерка SP1». Авторитетные ресурсы получили значимый плюс в ранжировании, внедрение фильтрации «прогонов» для накрутки ссылочных факторов.

3

16 мая, 2 июля 2008

Магадан (Fast Rank для быстрого подбора претендентов, мягкость, расширение базы аббревиатур и синонимов, расширенные классификаторы документов), Магадан 2.0 (уникальность контента, новые классификаторы запросов пользователей и документов).

4

11 сентября 2008

Находка (учёт стоп-слов в поисковом запросе, новый подход к машинному обучению, тезаурус).

5

10 апреля, 24 июня, 20 августа, 31 августа, 23 сентября, 28 сентября 2009

Арзамас / Анадырь (учёт региона пользователя, снятие омонимии), Арзамас 1.1 (новая региональная формула для ряда городов, кроме Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга), Арзамас 1.2 (новый классификатор геозависимости запросов), Арзамас+16 (независимые формулы для 16 регионов России), Арзамас 1.5 (новая общая формула для геонезависимых запросов), Арзамас 1.5 SP1 (улучшенная региональная формула для геозависимых запросов).

6

17 ноября 2009

Снежинск (запуск технологии машинного обучения MatrixNet, кратный рост числа факторов ранжирования, 19 локальных формул для крупнейших регионов России, сильнейшие изменения выдачи).

7

22 декабря 2009, 10 марта 2010

Конаково (неофициальное название, но далее будет именно Обнинск, свои формулы для 1250 городов по всей России), Конаково 1.1 (Снежинск 1.1) — обновление формулы для геонезависимых запросов.

8

13 сентября 2010

Обнинск (перенастройка формулы, повышение производительности, новые факторы и ранжирование для геонезависимых запросов, доля которых в потоке составляет более 70%).

9

15 декабря 2010

Краснодар (технология «Спектр» и повышение разнообразия выдачи, разложение запроса пользователя на интенты), далее: повышение локализации выдачи по геозависимым запросам, независимые формулы для 1250 городов России.

10

17 августа 2011

Рейкьявик (учёт языковых предпочтений пользователей, первый шаг персонализации выдачи).

11

12 декабря 2012

Калининград (существенная персонализация выдачи: подсказки, учёт долгосрочных интересов пользователя, повышение релевантности для «любимых» сайтов).

12

30 мая 2013

Дублин (дальнейшая персонализация выдачи: учёт сиюминутных интересов пользователей, подстройка результатов выдачи под пользователя прямо во время поисковой сессии).

13

12 марта 2014

Началово* «Без ссылок» (отмена учета ссылок / ряда ссылочных факторов в ранжировании для групп коммерческих запросов в Московском регионе).

14

5 июня 2014

Одесса* «Острова» (новый «островной» дизайн выдачи и сервисов, внедрение интерактивных ответов, в дальнейшем эксперимент были признан неуспешным и завершен).

15

1 апреля 2015

Амстердам* «Объектный ответ» (дополнительная карточка с общей информацией о предмете запроса справа от результатов выдачи, Яндекс классифицировал и хранит в базе десятки миллионов различных объектов поиска).

16

15 мая 2015

Минусинск (понижение в ранжировании сайтов с избыточным числом и долей SEO-ссылок в ссылочном профиле, массовое снятие SEO-ссылок, дальнейшее возвращение учёта ссылочных факторов в ранжировании по всем запросам в Московском регионе).

17

14 сентября 2015 (± 3 месяца)

Киров* «Многорукие Бандиты Яндекса» (рандомизированная добавка к численному значению релевантности ряда документов с оценкой «Rel+», с целью сбора дополнительной поведенческой информации в Московском регионе, в дальнейшем — рандомизация была внедрена и в регионах России).

18

2 февраля 2016

Владивосток (учёт адаптированности сайта к просмотру с переносных устройств, повышение в результатах мобильной выдачи адаптированных проектов).

19

2 ноября 2016

Палех (соответствие поисковому запросу семантического вектора в трёхсотмерном пространстве с целью определения близости данного вектора к заголовкам (Title) проиндексированных документов в сети; алгоритм вычисления соответствия пары запрос-документ основан на искусственной нейронной сети; основная цель — повышение качества поиска для редких запросов и запросов, заданных на естественном языке).

20

23 марта 2017

Баден-Баден (алгоритм определения переоптимизированных текстов, ранее переоптимизированные тексты пессимизировались с помощью текстовых пост-фильтров, теперь поисковая система дополнительно встроила в основной алгоритм ряд факторов, которые ответственны за понижение документов с данными текстами в результатах выдачи).

21

22 августа 2017

Королёв (алгоритм ранжирования, который является логическим развитием «Палеха»; основная особенность подхода — выявление смысла пользовательского запроса и сопоставление его с теми интентам, которые могут быть удовлетворены на странице; в отличии от «Палеха» — для вычисления новых факторов анализируется весь текст документа, а не только заголовок окна браузера Title).

* — неофициальные названия алгоритмов, города подобраны на усмотрение автора с целью соблюдение очередности.

Схематично: устройство поиска Яндекса
Источник — yandex.ru.


Все антиспам-алгоритмы Яндекса

Параллельно с алгоритмами ранжирования развивались и появлялись новые санкции, направленные на фильтрацию обманных техник продвижения сайтов. С течением времени эволюционировали и сами взгляды представителей поисковых систем и SEO-специалистов на правила, принятые в отрасли. Составим полную таблицу действующих на текущий момент санкций в лидирующей поисковой системе рунета.

За текстовое содержимое

За ссылочную составляющую

За поведенческую информацию

1. «Переспам» — запросный фильтр, уменьшает значение релевантности документа по заданной фразе [1].

2. «Переоптимизация» — уменьшает итоговое значение релевантности всего документа. Фильтр «Переоптимизация» может быть также применён и ко всему сайту (вручную), по усмотрению антиспам-асессоров [1].

3. «Текстовый антиспам» или «Новый» — существенно дисконтирует значение релевантности документа по запросу, что приводит к понижению позиции на 50 и большее число пунктов [1].

4. «Баден-Баден» — запросозависимый фильтр Яндекса, направленный на понижение в выдаче излишне оптимизированных страниц. Оценивается весь контент документа: plain text, прочее текстовое содержимое.

5. «Ссылочный взрыв» — штрафует проекты при фиксации неестественно высокого темпа появления ссылочной массы. Доноры, участвующие во «взрыве» — также помечаются как неблагонадежные и могут подвергаться дальнейшей фильтрации.

6. «Ссылочный спам / Пессимизация» — санкций, применяемые к сайтам при манипулировании входящей ссылочной массой (ссылочные кольца, прогоны и другие).

7. «Внутренний/Внешний Непот» — исключение одной или пула ссылок из ранжирования, «Внутренний Непот» применяется при наличии избыточной (спамной) перелинковки внутри сайта [2].

8. «Минусинск» — сильное понижение сайта в выдаче по всем поисковым запросам за избыточное число и долю SEO-ссылок в ссылочном профиле [3].

9. «Накрутка ПФ» — штрафует сайт за накрутку кликовых поведенческих факторов с применением мотивированного трафика или эмуляций действий пользователей в поисковой системе. Ресурс продолжает находиться в ТОП-10 только по витальным запросам.

10. «Кликджекинг/Clickjacking» — понижает в ранжировании сайты, которые используют технологию кликджекинга (размещают на странице невидимые элементы с которыми взаимодействует пользователь не подозревая этого). С помощью данной технологии владельцы сайтов обманным путём могут получить номер телефона пользователя из социальной сети или совершить прочие действия, о которых посетитель не подозревает.

Ассоциированность сайтов в группу

За рекламную составляющую

За «взрослое» содержимое

11. «Аффилированность» — группирует проекты на странице результатов выдачи так, чтобы в зоне видимости остался только один из сайтов группы-аффилиатов, остальные — скрываются из выдачи по запросу [4].

12. «На одинаковые сниппеты» — пост-фильтр, который группирует сайты на выдаче в случае существенного пересечения текстовой информации используемой для сниппета.

13. «Назойливая реклама» — понижает в ранжировании сайты с назойливым рекламным содержимым (popunder, clickunder, pop-up и аналоги).

14. Обманная и избыточная реклама — понижает в ранжировании сайты с обманным содержимым во всплывающих окнах, уведомлениях и сайты с избыточным объемом рекламы.

15. «За обман мобильных пользователей» — снижение общего уровня трафика проектов, которые отображают для мобильных пользователей агрессивную рекламу (подписка, кликандер, скачка и т.д.) и/или используют автоматические редиректы для посетителей с мобильных устройств.

16. «Adult-фильтр» — исключает из зоны видимости сайт по «не взрослым» запросам. Домен фигурирует в выдаче только по запросам с явным adult-интентом или при снятии фильтрации проектов в настройках поисковой системы Яндекс. Фильтрация с помощь «Adult-фильтра» может применяться не целиком к проекту, а и к определенным разделам на сайте.

За общее качество содержимого

За направленность ресурса

За обман поисковой системы

16. «АГС» — различные версии фильтра АГС (нумерация «17», «30», «40», «--») направлены на ограничение в ранжировании и индексации сайтов, созданным не для пользователей и/или размещающих с себя избыточное число исходящих SEO-ссылок.

17. «Партнёрки» — приводит к понижению сайтов-партнёрок, которые не обладают самостоятельность ценностью для пользователя.

18. «Псевдосайты» — ранжирует ниже сайты без ценности для пользователей (по различным параметрам).

19. «Бан» — полное исключение сайта из индекса. Применяется в крайнем случае для сайтов с чрезмерным поисковым спамом, среди которого:

  • «Дорвеи»
  • «Списки поисковых запросов»
  • Сайты использующие «Клоакинг»
  • «Сайты-клоны»
  • «Псевдосайты»

Полезные ссылки

  1. Автоматизация алгоритма проверки на фильтры Переспам, Переоптимизация, Новый.

  2. Инструмент массовой проверки ссылок на Непот-фильтр.

  3. Обзор алгоритма Минусинск.

  4. Автоматизация проверка сайтов на аффилированность по двум сайтам или сайту и поисковому запросу.


Работа в Пиксель Плюс
SEO-сервисы от Пиксель Плюс


  • Ключевые SEO-термины Ключевые SEO-термины
    Какие термины необходимо знать каждому SEO-специалисту и интернет-маркетологу? Базовый набор SEO-терминов с определениями.
  • Персонализация результатов выдачи Персонализация результатов выдачи
    Что такое персонализация / персонификация выдачи? Как её отключить и какие факторы анализируются поисковой системой?
  • Сила многословной семантики Сила многословной семантики
    Запросы какой длины являются наиболее частозадаваемыми в поисковую систему Яндекс? Как учитывать это при сборе семантики.
  • Геозависимость поисковых запросов Геозависимость поисковых запросов
    Как проверить является запрос геозависимым или нет запрос в Яндексе? Какой код у какого города/региона?
  • Основы Excel для SEO Основы Excel для SEO
    Разбираем основные функции Excel без которых SEO-специалист как сам не свой. Пошаговое руководство с картинками.
  • Новые санкции поисковых систем Новые санкции поисковых систем
    Разбираем все имеющиеся санкции поисковых систем Яндекс и Google для сайтов и документов. Новые фильтры, их диагностика и снятие.
  • Основы работы с WordStat Основы работы с WordStat
    Рассмотрим основные операторы и приёмы для грамотной работы со статистикой поисковых запросов WordStat от Яндекса.
  • Как быстро вернуть сайт в ТОП? Как быстро вернуть сайт в ТОП?
    Подробное руководство для SEO-оптимизаторов для самостоятельной диагностики проблемы выпадения сайта. Разбираются самые частые причины.

Поделиться с друзьями

Будьте в курсе обновлений

Подпишитесь на бесплатные советы, статьи и ответы на вопросы по SEO!
Рассылка приходит не чаще раза в две недели и от неё всегда можно отписаться.
Письма содержат только самую важную информацию.


Ваше имя:*
E-mail:*
Телефон:
Комментарий или вопрос:
* — Поля, обязательные для заполнения.