Взаиморасчеты покупателя и интернет-магазина

Делая покупки в интернет-магазине покупатель вправе расплатиться за товар несколькими способам, это может быть наличный или безналичный расчет, оплата при помощи электронных денег или денежного перевода, при этом выбирая способ оплаты бухгалтер должен знать особенности их учета. Именно поэтому в данной статье мы бы и хотели поговорить об организации расчетов с покупателями.

Расчеты наличными деньгами

На территории Российской Федерации все операции проводимые с участием наличных денежных средств за предоставляемый товар или услуги должны фиксироваться при помощи контрольно-кассовой техники (ККТ) это требование пункта 1 статьи 2 Федерального закона №54-Ф3 от 22 мая 2003 г. «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». И руководствуясь данным положением интернет-магазины должны позаботиться о том, что бы обеспечить своих курьеров портативными контрольно-кассовыми машинами (ККМ) с автономным питанием (таких как Элвес Микро-К или Элвес Микро-Ф и прочие). По мнению контролирующих органов, данный метод расчета не нарушает правила действующего законодательства.

Однако предприимчивые владельцы виртуальных магазинов экономят на приобретении дорогостоящей техники и предпочитают распечатывать чеки в офисе на одном кассовом аппарате и в дальнейшем передать их вместе с курьером из службы доставки. Косвенно, в данном случае происходит нарушение во взаиморасчетах между продавцом и покупателем, ведь время пробития чека и время получения оплаты разнятся как минимум в несколько часов.

При этом данное нарушение нельзя квалифицировать как административное правонарушение, так как оно не прописано в существующей редакции Кодекса РФ об административных правонарушениях. Однако данная схема расчетов не получает одобрения со стороны контролирующих органов.

Расчеты с использованием банковских карт

Для осуществления расчетов между интернет-магазином и покупателем предусмотрено использование банковских карт. При этом сайту следует пройти регистрацию в системе электронных платежей путем подачи заявки регистрационный центр. После рассмотрения заявки интернет-магазину присваивается личный код в системе платежей.

Для осуществления денежного оборота между интернет магазином и банком необходимо подписание договора на интернет-эквайринг, в рамках которого банк открывает расчетный счет на который в дальнейшем и будут зачисляться денежные средства от покупателей оплатившего свою покупку при помощи банковской карты.

При этом банк взимает с интернет-магазина плату за подключение к системе электронных платежей, а также за обслуживание расчетного счета.

Ежедневно на электронную почту магазина приходит выписка о движении денежных средств по счету, это могут быть оплаты от покупателей и прочие расходы по счету. На основании таких выписок фиксируется факт оплаты покупателем заказываемый товар и магазином организовывается доставка продукции для покупателя.

Но надо помнить, что даны метод безналичного расчета не освобождает интернет-магазин от применения контрольно-кассовых средств.

Расчеты «электронными деньгами»

На сегодняшний день предусмотрен способ взаиморасчетов между покупателем и продавцом, который разрешает не применять ККМ — это так называемые «электронные деньги».

Наиболее распространенными «электронными» деньгами на территории России являются Webmoney, ЮMoney, Маил-Деньги, PayCash, CyberPlat, E-gold, E-port. Данный способ взаиморасчетов предусматривает первоначальную регистрацию продавца и покупателя в системе электронных платежей. Причем для первого необходимо предоставить в центр всю необходимую документацию, в частности первичные документы. Для покупателей регистрация составляет более простую процедуру — все что потребуется это заполнить небольшую форму представленную на сайте.

После регистрации покупателю необходимо внести наличные или безналичные денежные средства на свой электронный счет («электронный кошелек»). Процедура оплаты заказываемых товаров при помощи электронной валюты осуществляется путем перечисления «электронных денег» со счета («кошелька») покупателя на электронный счет («кошелек») продавца.

Для осуществления данной операции платежная система предоставляет специализированную программу или разрешает использование web-интерфейса на сайте компании.

Факт регистрации денежных средств продавцом, осуществляется путем уведомления последнего при помощи электронной почты или же информационного сообщения в программе или на сайте.

Как быть в случае отказа покупателя от заказа

Очень часто бывает, когда доставленный товар не подошел по каким-то причинам, одежда оказалась не того размера, бытовая техника была доставлена не того цвета, да и много других причин в результате которых покупатель в праве отказаться от заказанного товара. Но как быть магазину, в случае если кассовый чек был пробит до доставки, и товар с аналогичной ценой в этот же день не заказывался?

На этот счет существует четкое Правило утвержденное Минфином России № 104 от 30 августа 1993 г, которое прописано Типовых правилах эксплуатации ККМ. Они предусматривают в конце рабочего дня составления акт по форме № КМ-3.

Подведем итоги

Если покупка товара происходит через интернет-магазин путем использования «электронных денег» или пластиковых (банковских) карт должен ли магазин использовать контрольно-кассовую технику?

На этот счет в Федеральном законе № 54-ФЗ от 22 мая 2003 г. говориться, что:
Контрольно-кассовая техника, которая включена в Государственный Реестр должна применяться на территории РФ всеми организациями при осуществлении:

  • наличных денежных расчетов;
  • расчетов с использованием платежных карт.
Поэтому, оплате заказанного товара путем использования платежных карт или наличных денежных средств, на руки вы должны получить кассовый чек.

При применении во взаиморасчетах «электронных денег» происходит их перечисление от покупателя к продавцу одного счета на другой, при этом действует безналичная форма оплаты, а значит и контрольно-кассовые машины могут не использоваться.



Назад в раздел


С чего начинается продвижение сайта, старт работ по поисковому продвижению и раскрутке сайта в компании Пиксель Плюс
Начало работ по поисковому продвижению сайта в компании «Пиксель Плюс». Базовые понятия.
Необходимость ежемесячной оплаты работ по поисковому продвижению сайта. Основные работы по сайту для его эффективной раскрутки и себестоимость работ
Я бы хотел заплатить за продвижение своего сайта 1 раз и быть высоко в выдаче по конкурентным запросам всегда, возможно ли такое?
Продвижение по трафику: вопросы клиентов и ответы на них
Ряд вопросов по продвижению сайта по трафику. Нюансы тарификации, расчёта стоимости работ, абонентской оплаты.
Часто задаваемые вопросы по веб-аналитике (FAQ)
Вопросы, которые часто задаются заказчиками услуги по веб-аналитике и оказанию самой услуги. Что такое веб-аналитика? Зачем проекту нужна веб-аналитика? Зачем нужно определять KPI и какие они бывают? И так далее.
Время продвижения и внесения изменений в результаты продвижения сайта, скорость реагирования Яндекса (Yandex) на внесение изменений на сайте
Я оплатил услуги продвижения сайта на месяц. Прошло уже 10 дней и позиции в Яндексе не улучшились, вы там работаете или нет?
Эффективное поисковое продвижение сайта в Яндексе и Google, комплексное продвижение сайта во всех поисковиках
В каких поисковых системах (Яндекс, Гугл, Рамблер, Mail.ru) я получаю хорошие позиции если сотрудничаю с вашей компанией?