Официальная позиция компании «Пиксель Плюс» о работе алгоритма Multi-Armed Bandits в Яндексе

В 2015 году Яндекс начал тестировать новый подход к определению релевантности документов. Его суть — рандомизированным образом понижать или повышать позиции ряда (отобранных по специализированному алгоритму) документов в выдаче по запросам с целью получения дополнительной пользовательской информации. Работа алгоритма продолжается и в 2016 году.

Основная цель, которую преследует поисковая система в данном подходе — быстро получить от пользователей информацию «нравится» или нет им определенный документ в выдаче и, на основании данной информации, скорректировать его ранжирование.

Проявление в выдаче

Безусловно, выбор ряда документов и их рандомное «подкидывание» или «понижение» в результатах выдачи не может не сказаться на наблюдаемых SEO-специалистами позициях. В результате действия алгоритма Multi-Armed Bandits («Многоруких бандитов») выдачу определенным образом «лихорадит» и видимость сайта на короткой и средней дистанции начинает напоминать колебания — «волны видимости».

Характерная картина колебаний позиций и видимости в выдаче Яндекса представлена ниже на примере двух независимых проектов.

Колебания видимости для проекта

Скачки позиций сайта

Рисунок 1. Два примера колебаний видимости сайта в результате действия алгоритма рандомизации выдачи («Многоруких бандитов»).

К характерным проявлениям именно данного алгоритма рандомизации выдачи относятся:

  1. Резкое проседание/рост позиций сайта, как правило, вне текстового апдейта базы данных Яндекса.
  2. Столь же резкое возвращение позиций: период колебаний обычно составляет 2–6 календарных дней.
  3. Однонаправленная динамика всего сайта: либо большая часть запросов показывает рост или сохранение позиций, либо падение (для всего проекта целиком).
  4. Рандомизация в диапазоне 5-30 позиций: конечная амплитуда колебаний существенно зависит от прогнозной релевантности документа запросу и конкуренции по нему, но в среднем, составляет именно 5-30 позиций.

Текущие реалии и учёт алгоритма в работе SEO-специалистов

Рандомизация выдачи Яндекса в результате действия алгоритма «Многоруких бандитов» на текущий момент носит систематический характер и является частью всего ранжирования поисковой системы. То есть: колебания позиций сайта является нормой в текущих условиях.

Для проектов, которые только начали своё продвижение, данный подход поможет привлечь на сайт ряд пользователей из поисковой системы и, в случае получения положительного пользовательского опыта (если пользователям понравится сайт и его представление в результатах выдачи) — уменьшит сроки вывода на высокие позиции. Для старых же проектов, которые уже успешно занимают хорошие позиции в результатах выдачи — алгоритм может «отобрать» долю трафика, так как его позиции будут рандомизированным образом понижены на определенный срок.

SEO-специалистам требуется:

  1. Как и ранее, уделять особое внимание поведенческим факторам: привлекательности сайта в результатах выдачи и поведению пользователей после перехода.
  2. Идентифицировать работу алгоритма и уметь определить, когда колебания позиций связаны именно с работой алгоритма рандомизации, а когда с другими причинами.

Подведем итоги

  • Рандомизация / Скачки / Колебания позиций в выдаче Яндекса являются нормой. Алгоритм поисковой системы определяет по внутреннему алгоритму претендентов и рандомизированным образом подбрасывает / пессимизирует ряд документов в выдаче.
  • Для снижения значимости колебаний позиций для конечного Заказчика услуг SEO рекомендуется заключать Договор с фиксацией KPI более высокого уровня, а именно — трафика.
  • Большая часть колебаний носит временный характер и, по истечению определенного временного периода (1-4 месяца), амплитуда колебаний уменьшается, и значение видимости становится более стабильным (меняется только в даты апдейтов). Специалисты компании «Пиксель Плюс» прикладывают максимум усилий, чтобы итоговое стационарное значение видимости по запросам из семантического ядра было наиболее высоким.

Для заказа услуг по поисковому продвижению вы можете заполнить онлайн-заявку или связаться с нами по контактным телефонам в Москве: +7 (495) 989-53-11, Санкт-Петербурге: +7 (812) 413-98-89 или регионах России: 8 800 700-79-65.

Разделите нашу позицию